Журнал тсж: положение о резервном фонде, кто туда платит, а также что такое расчетный счет и спецсчет в банке? — всё о недвижимости

Кто может открывать спецсчет?

Напомним, что закон Липецкой области «о капитальном ремонте» (а вместе с ним и федеральное законодательство) предлагает собственникам квартир два пути формирования счетов на проведение капитального ремонта в их домах.

Это областной Фонд капитального ремонта и спецсчет, на котором накапливаются средства каждого отдельного дома. Если о принципе работы фонда капремонта уже известно многое, то тема спецсчета оставалась «за кадром».

 Дальнейший текст, подготовленный экспертами фонда «Институт экономики города», поможет вам разобраться в некоторых тонкостях этого вопроса.  

Спецсчета можно открывать не только при способе управления домом ТСЖ/ЖСК (жилищно-строительный кооператив), но и при управлении домами управляющей организацией, и даже при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме (далее МКД).

Если не понимать такую возможность, не верить в ее реализуемость, не предпринимать для этого необходимые шаги, то взносы за капремонт подавляющего числа МКД попадут в «общий котел» регионального оператора и будут перераспределяться им с одних домов на другие.

При хроническом дефиците на всех уровнях бюджетных средств на финансирование капремонта МКД такая модель проектировалась и воплощена в РФ, в качестве доминирующей. Есть желание ее потеснить.

Итак, давайте рассмотрим две статьи нового раздела IX ЖК РФ, которые содержат возможность формирования фонда ремонта МКД на спецсчете на один конкретный дом при всех трех способах договора управления. На что нужно обратить внимание при изучении ЖК РФ.

Во-первых, читающих нормы нового раздела IX ЖК РФ сбивает с толку то, что не каждый замечает важное различие. В одной части норм, регулирующих вопросы зачисления взносов на капремонт, речь идет о специальном счете, а в другой упоминаются простые расчетные счета (не специальные), на которые перечисляться взносы, а также нормы, в которых указываются оба вида счетов.

При этом это совершенно разные счета. Простой расчетный счет — это обычный текущий расчетный счет, владелец которого является и собственником средств на нем. О его правовой природе в ЖК РФ нет ни слова. Правовой режим такого расчетного счета урегулирован в главах 45 и 46 ГК РФ. Совсем другой правовой статус у специального счета.

Гражданско-правовые нормы о принадлежности средств на нем, об особенностях его открытия и закрытия, о допустимых банковских операциях сегодня содержатся только в ЖК РФ.

Причем, как будет подробнее разъяснено далее, под владельцем спецсчета в разделе IX ЖК РФ понимается не только ТСЖ или ЖСК, но и региональный оператор, а под владельцем простого расчетного счета упоминается только региональный оператор. На эту особенность нужно обращать внимание в каждой норме раздела IX ЖК.

Первой и самой главной нормой, которая дает ответ на вопрос о том, кто может быть владельцем спецсчета является статья 175 ЖК РФ «Специальный счет». В части второй этой статьи установлено, что «владельцем специального счета может быть:

1) ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном МКД или нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;

2) осуществляющие управление МКД жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив».

Из этой нормы мы понимаем, какие ТСЖ могут быть владельцами спецсчета:

а) ТСЖ, созданное собственниками помещений в одном МКД. Это обычное однодомовое ТСЖ, как управляющее домом без привлечения управляющей организации, так и заключающее договор управления со сторонней организацией;

б) ТСЖ, созданное собственниками помещений в нескольких МКД, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Это определение товариществ, требования к которым установлены в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ. Причем, если ЖК РФ и другие федеральные законы не потребовали ликвидации созданных до 17 июня 2011 года многодомовых товариществ, то статья 175 лишает такие «старые» многодомовые ТСЖ возможности открывать спецсчета и быть их владельцами. Я считаю, что это правильно с учетом того, что общее имущество может быть только в одном МКД, а никакого «междомового» общего имущества (общих сетей, трансформаторных подстанций, тепловых пунктов, «общего» земельного участка) не существует. Но речь не об этом. Есть четкое ограничение в отношении того, какие многодомовые ТСЖ могут открывать спецсчета;

в) жилищный кооператив. Это понятие вопросов не вызывает. Такие кооперативы действуют в соответствии с нормами раздела V ЖК РФ;

г) иной (помимо жилищного и жилищно-строительного кооператива) специализированный потребительский кооператив. Единственное, что можно сказать в отношении таких кооперативов, то это то, что согласно ч. 5 ст.

110 ЖК РФ под специализированными потребительскими кооперативами нужно понимать кооперативы, «создаваемые в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральными законами о таких кооперативах.

Порядок создания и деятельности таких кооперативов, правовое положение их членов определяются указанными федеральными законами».

Единственно теоретически возможным видом кооператива, который можно отнести к числу специализированных потребительских кооперативов являются жилищные накопительные кооперативы, которые функционируют в соответствии со специальным законом № 215-ФЗ от 30 декабря 2004 г. «О жилищных накопительных кооперативах».

Некоторые считают, что употребленное в отношении вышеуказанных организаций уточнение «осуществляющее управление многоквартирным домом» сделано для того, чтобы обозначить товарищества или кооперативы «на самоуправлении», которые не заключают договоры управления МКД. По мнению автора, это ошибочное понимание.

Когда ТСЖ является управляющей организацией?

В соответствии с разделом VI ЖК РФ любое товарищество осуществляет управление МКД, оно для этого и создается (часть 1 статьи 135, пункт 2 статьи 138).

Согласно части 22 статьи 161 ЖК РФ при заключении договора управления с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг. Само заключение договора управления товариществом или кооперативом является элементом управления домом. При этом товарищество и кооператив не передают свои функции по управлению. Они просто нанимают специализирующуюся на такой деятельности организацию, чтобы она за плату выполняла определенные управленческие действия, так сказать, параллельно, проводя системный мониторинг качества результатов управления управляющей организацией. И способ управления при этом не случайно не изменяется и не переименовывается. То, что контроль является функцией управления, надеюсь, ни у кого не вызывает сомнений. Осуществляя контроль за управляющей организацией ТСЖ и ЖСК продолжают управлять домом. При выявлении серьезных ошибок управляющей организации, правление ТСЖ и ЖСК может применить к управляющей организации гражданско-правовые санкции и даже расторгнуть договор.

Но помимо контроля любое ТСЖ (ЖСК, ЖК) определяют смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД, устанавливают на основе принятых смет доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в соответствии с их долями в праве общей собственности на общее имущество в МКД (пункты 2 и 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ). Несмотря на заключение договора управления в ТСЖ и ЖСК должны проходить общие собрания членов таких организаций, выбираться члены правления, председатели, заслушиваться их отчеты, составляться планы. Конечно, при наличии договора управления все управленческие действия органов управления ТСЖ и ЖСК должны осуществляться с учетом того, что товарищество или кооператив привлекли управляющую организацию. Но в ЖК РФ есть только одно положение, упраздняющее при заключении договора управления МКД функцию ТСЖ и ЖСК. Это освобождение их от предоставления коммунальных услуг. Такое последствие вытекает из ч. 2 ст. 162 ЖК РФ и п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. Но контроль за качеством предоставления коммунальных услуг, как управленческая функция, остается и прямо указан в ч. 22 ст. 161 ЖК РФ.

Ради справедливости нужно сказать, что в практике достаточно часто бывают ситуации, когда ТСЖ не управляет домом. Это массовые случаи создания ТСЖ «с нулевым балансом». Они часто создавались для включения в муниципальные и региональные программы капремонта при реализации закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В этих ТСЖ уже давно кончились полномочия членов правления и председателя, не созываются и не проводятся общие собрания членов ТСЖ, не принимаются годовые сметы, на заслушиваются отчеты, не работаю ревизионные комиссии, плата за содержание и ремонт общего имущества в МКД (язык не поворачивается назвать это взносами членов ТСЖ) вносится не на банковский счет ТСЖ, а на счет управляющей организации… Такие ТСЖ не управляют многоквартирными домами. Это псевдо ТСЖ, фантомы. Они существуют только на бумаге, в ЕГРЮЛ. Они совсем не работают и, поэтому только в отношении таких ТСЖ можно считать, что они не управляют МКД. Способ управления многоквартирными домами такими ТСЖ не реализован на практике. Поэтому они не могут открывать специальные счета. Конечно, их можно реанимировать и легализовать. Но для этого нужны желание, силы и время. А последнего сейчас очень-очень мало, чтобы успеть принять решение о выборе модели формирования фонда капремонта и реализации такого решения до окончания двухмесячного срока со дня вступления в силу региональной программы капремонта.

Читайте также:  Сдать квартиру под ремонт: как пристроить жилье в аренду дороже рынка? - всё о недвижимости

Выводы:

Для вывода о том, что спецсчет может открываться не только указанными выше организациями необходимо внимательно изучить и понять часть 3 статьи 175 ЖК РФ. Дословно она изложена так:

«Собственники помещений в МКД вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета».

Представляется, что часть 3 статьи 175 ЖК РФ устанавливает возможность открытия специального счета региональным оператором без какого-либо ограничения, т.е. при всех способах управления. Для такого вывода достаточно поставить ряд вопросов и найти на них логичные ответы.

Собственники помещений, в каком МКД вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета?

Существуют ли в части 3 статьи 175 или в других нормах кодекса какие-либо ограничения или уточнения в отношении МКД, собственники помещений в котором вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца спецсчета?

Мой ответ на первый из поставленных вопросов: в любом МКД, независимо от реализуемого в нем способа управления.

Действительно, в случае, если правление ТСЖ или ЖСК и его председатель не пользуются у собственников помещений в доме полным и безоговорочным доверием, то собственники помещений на общем собрании могут принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета. Этому ничего не мешает.

Ведь открытие специального счета только ТСЖ или ЖСК не предписывается статья 175 ЖК РФ. В этой норме сказано, что «владельцем специального счета может быть…» в смысле может быть, если собственниками помещений будет принято такое решение.

На второй вопрос я отвечаю так: какие-либо условия, ограничивающие возможность выбора собственниками помещений в МКД регионального оператора в качестве владельца спецсчета в ЖК РФ отсутствуют.

В частности, нет ни одного основания полагать, что часть 3 статьи 175 имеет в виду МКД, в котором реализован способ управления многоквартирным домом ТСЖ или ЖСК.

Поэтому я делаю вывод, что выбор собственниками помещений в многоквартирном доме регионального оператора в качестве владельца специального счета возможен при любом способе управления.

Данный вывод подтверждается пунктом 2 части 1 статьи 180 «Функции регионального оператора».

Согласно этой норме, функциями регионального оператора являются: «открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета». Что можно добавить?

То есть, при направлении региональному оператору представителем дома (например, председателем совета МКД) протокола общего собрания собственников помещений, в котором содержится принятое законно решение о выборе регионального оператора, в качестве владельца специального счета региональный оператор обязан открыть такой счет. Обратите внимание на то, что в этой норме также нет никакой оговорки, что это возможно только при способе управления ТСЖ/ЖСК, как это иногда преподносят.

Если изложенная аргументация принимается, то сейчас, не теряя ни одного дня нужно готовиться к проведению общего собрания собственников помещений о выборе модели формирования фонда ремонта МКД.

Одновременно нужно объяснять соседям по дому, коллегам и чиновникам, с которыми приходится общаться о том, что специальные счета можно открывать при любом способе управления. При этом статус регионального оператора в отношении спецсчета точно такой же, как статус ТСЖ или ЖСК.

Никакого риска в открытии специального счета региональным оператором нет. Суммы взносов бессрочно будут накапливаться на спецсчете, если только собственники (не владелец!) примут решение о замене банка, в котором открыт спецсчет.

На денежные средства, находящиеся на специальном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца этого счета ТСЖ/ЖСК или регионального оператора. В случае признания владельца спецсчета банкротом денежные средства, находящиеся на спецсчете, не включаются в конкурсную массу.

Единственно, с такого счета могут быть списаны средства, связанные с обязательствами собственников помещений в МКД, вытекающими из отношений по капремонту многоквартирных домов. Это представляется справедливым.

Такая разъяснительная работа поможет собственникам в большем числе домов принять решение о выборе модели спецсчета. При этом необходимо объяснять, что государственная и муниципальная помощь, если она будет, то будет предоставляться при обоих моделях на одинаковых условиях. Это прямое требование ч. 2 ст. 191 ЖК РФ.

Если средства взносов, перечисляемые на простой расчетный счет регионального оператора, попадают в его собственность, то средства взносов, перечисленные на спецсчет (не важно, кто его открыл и является владельцем счета — ТСЖ/ЖСК или региональный оператор) являются общей долевой собственностью всех собственников помещений и не направляются в «общий котел». А это залог самостоятельных рациональных решений, возможность проводить капремонт не тогда, когда «прозвенел звонок» и согласно региональной программе капремонта обязательно нужно делать ремонт МКД. При реализации модели спецсчета целесообразно и возможно максимально оттягивать ремонт до момента, когда его проведение необходимо не по формальным основаниям (настает плановый год проведения ремонта), а исходя из фактической нуждаемости дома в ремонте.

Такую возможность необходимо создавать в самое ближайшее время путем выбора модели формирования фонда ремонта на специальном счете, что возможно при любом способе управления МКД.

Источник: ngk48.ru 

Источник: http://lipetskmedia.ru/news/view/31401-Kto_mozhyet_otkrivat.html

Капремонт общего имущества ТСЖ за счет фонда, формируемого на спецсчете

И. С. Зуйков,
к. э. н., эксперт «БГ»

В данной статье будем исходить из следующих допущений: – фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (МКД) формируется ТСЖ на специальном счете (спецсчете), открытом в соответствии с гл.

16 ЖК РФ; – ТСЖ формирует фонд капремонта исходя из минимального размера взноса на капремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ; – кредитов и займов на оплату услуг и (или) работ, связанных с проведением капремонта общего имущества в МКД, ТСЖ не получало; – ТСЖ управляет одним МКД; – ТСЖ находится на общем режиме налогообложения.

Согласно ч. 1 ст.

166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капремонту общего имущества в МКД, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонд капремонта, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД; 5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента МКД.

В соответствии с документом «ГОСТ Р 51929–2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами.

Термины и определения» капремонт общего имущества в МКД определен как комплекс работ (услуг) по замене и (или) восстановлению (ремонту) потерявших в процессе эксплуатации несущую и (или) функциональную способность конструкций, деталей, систем инженернотехнического обеспечения, отдельных элементов несущих конструкций МКД на аналогичные или иные улучшающие показатели до их нормативного состояния, когда объем таких работ превышает текущий ремонт (п. 3.13). При этом в названном документе капремонт подразделяется на выборочный, согласно которому производится замена (восстановление) общего имущества в МКД или отдельных его частей, производимая по отношению к меньше й части (некоторым частям) общего имущества МКД (п. 3.14), и комплексный, включающий в себя замену, восстановление и (или) ремонт общего имущества в МКД или отдельных его частей, производимых по отношению к большей части общего имущества в МКД (п. 3.15).

В силу ч. 1 ст.

174 ЖК РФ за счет средств фонда капремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капремонт, установленного субъектом РФ, может осуществляться финансирование только работ,  предусмотренных уже упомянутой ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных законом субъекта РФ, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Поскольку данная статья посвящена не формированию, а расходованию средств фонда капремонта, формируемого ТСЖ на спецсчете, о его формировании и учете поступлений на спецсчет скажем кратко, в том числе на примере.

В соответствии с ч. 1 ст. 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с ГК РФ и особенностями, установленными ЖК РФ. Денежные средства, внесенные на спецсчет, используются на цели, указанные в ст. 174 ЖК РФ.

ТСЖ, осуществляющее управление МКД и созданное собственниками помещений в одном МКД, может быть владельцем спецсчета (п. 1 ч. 2 ст. 175 ЖК РФ).

Теперь допустим, что товарищество имеет согласно техпаспорту общую площадь квартир 4295,7 кв.м, является владельцем спецсчета в банке, на котором формируется фонд капремонта. Минимальный размер взноса на капремонт, принятый нормативным правовым актом субъекта РФ для данного вида МКД, составляет 7,70 руб.

Собственники МКД на общем собрании установили размер взноса на капремонт, равный минимальному взносу, утвержденному актом субъекта РФ. Согласно действующему законодательству взносы должны начисляться собственникам помещений (квартир) исходя из площади находящегося в собственности помещения или его части.

По истечении месяца ТСЖ начислило взносы на капремонт в МКД, общая сумма которых составила 33 076,89 руб. (4295,7 кв. м. х 7,70 руб.). В следующем месяце эта сумма полностью поступила на спецсчет ТСЖ.

Читайте также:  Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости: чем отличается государственная оценка квартиры и дома и независимая в бти - всё о недвижимости

Согласно решению общего собрания собственники уплачивают взносы на капремонт путем их внесения на спецсчет в банке.

Начисленные собственникам помещений в МКД взносы на капремонт отражаются по дебету субсчета 76–12 «Расчеты с собственниками помещений по взносам в фонд капитального ремонта многоквартирного дома» и кредиту субсчета 86–2 «Целевые поступления от собственников помещений в фонд капитального ремонта многоквартирного дома». Поступившие в следующем месяце на специальный счет взносы отражаются по дебету субсчета 55–4 «Специальный счет на капитальный ремонт многоквартирного дома» и кредиту субсчета 76–12.

В бухгалтерском учете составляются следующие проводки:
Дебет 76–12 Кредит 86–2 – 33 076,89 руб. – начислены собственникам помещений в МКД взносы на капремонт;
Дебет 55–4 Кредит 76–12 – 33 076,89 руб. – поступили на спецсчет взносы на капремонт от собственников помещений в МКД.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 177 ЖК РФ по спецсчету могут совершаться операции списания денежных средств, связанные с расчетами за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капремонту общего имущества в МКД и расчетами за иные услуги и (или) работы, указанные в упомянутой ч. 1 ст. 174 ЖК РФ.

В силу ч. 4 ст.

177 ЖК РФ операции по перечислению со спецсчета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца спецсчета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капремонту общего имущества в МКД, при представлении следующих документов: 1) протокол общего собрания собственников помещений в МКД, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капремонту общего имущества в МКД; 2) договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капремонту общего имущества в МКД;

3) акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанному договору. Такой акт приемки не представляется в случае осуществления операции по выплате подрядчику аванса в размере не более 30% от стоимости работ (услуг).

Теперь затронем вопрос принятия решения о проведении капремонта общего имущества в МКД (ст. 189 ЖК РФ).

Проведение капремонта осуществля ется на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД. Собственники в любое время вправе принять решение о проведении капремонта по предложению лица, осуществляющего управление МКД, например, по предложению председателя правления ТСЖ или по собственной инициативе.

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта РФ) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капремонт общего имущества в МКД в соответствии с региональной программой капремонта, лицо, осуществляющее управление МКД (председатель ТСЖ) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капремонта общего имущества в МКД и другие предложения, связанные с проведением такого капремонта.

Примечания

Источник: https://dis.ru/library/622/33808/

Финансовые вопросы и резервный фонд ТСЖ: членские, целевые, страховые и другие взносы

Товарищество собственников жилья – это некоммерческая и негосударственная компания, но требующая официальной регистрации, созданная путем объединения собственников жилых помещений многоквартирного дома или собственников земельных участков, находящихся в совместном владении и пользовании.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 . Это быстро и !

Товарищество создается с целью совместного решения жилищных проблем (ремонт и прочее). Поскольку оно не является коммерческим или государственным, поэтому средства на решение жилищных проблем собираются путем взносов.

https://www.youtube.com/watch?v=M35gh3etQ8Q

Согласно законам Жилищнго Кодекса Российской Федерации все члены общества должны уплачивать различные сборы, размер и цель которых заранее обговаривается членами организации и записаны в Уставе.

В случае неуплаты различных вкладов, предусмотренных Уставом, ее участники несут административную ответственность и должны выплатить штраф, составляющий 0,5% от суммы вклада за каждый просроченный день.

О том, как зарегистрировать ТСЖ на ГИС ЖКХ, узнайте из нашей статьи.

Вступительные

Данный вклад вносится только единожды – при вступлении.

Он направлен на покрытие расходов деятельности компании, связанные с созданием и регистрацией.

Вступительный сбор покрывает уже свершившиеся расходы. Будущие затраты вклад не покрывает. Уже прошедшие расходы по улучшению качества жилья вступительное вложение не покрывает.

Образец заявления на вступление в ТСЖ, а также образец договора с собственниками на обслуживание вы можете скачать на нашем сайте.

Членские

Членские вклады покрывают расходы на:

О том, как формируется зарплата председателя, читайте в нашей статье.

Субъект, к которому перешло право собственности жилого/нежилого помещения, находящегося в комплексе помещений общества, становится членом ТСЖ с момента получения права собственности на помещение. Членские взносы взимаются с нового члена организации сразу после его вступления.

Членские вклады являются основным источником доходов организации, однако размер их должен быть незначительным по сравнению с иными вкладами, чтобы обеспечить регулярность их внесения.

Об обязанностях управляющего ТСЖ читайте в нашей статье.

Целевые

Целевые сборы не являются регулярными, поскольку не покрывают расходы организации на постоянные нужды. Обязанность уплаты (и размер) целевого взноса возникает в случае необходимости проведения каких-либо ремонтных работ помещений в частности или комплекса помещений в целом.

Размер целевого вклада определяется пропорционально принадлежащей каждому члену общества доле в общем имуществе, исходя из общей суммы затрат, с учетом доходов организации и субсидий государства.

Целевые взносы покрывают расходы на:

  • содержание общих помещений;
  • приобретение нового оборудования общего пользования;
  • текущий ремонт общих помещений;
  • капитальный ремонт общих помещений;

Целевые вклады не покрывают расходы на реставрацию помещений или всего комплекса в целом.

Узнайте на нашем сайте о том, как пожаловаться на работу товарищества или выйти из него. Читайте также о причинах банкротства.

Страховые

Страховые взносы обязательны для каждого члена организации, распределяются равномерно между членами организации и составляют:

  • 22% – Пенсионный фонд;
  • 2,9% – Фонд социального страхования;
  • 5,1% – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Регулярность денежных сборов описана в Уставе. Обычно страховой вклад взимается каждый квартал.

О том, как вести бухгалтерский учет на УНС, вы можете узнать из нашей статьи. Образец сметы доходов и расходов организации можно скачать тут.

Дополнительные

Согласно Жилищному Кодексу Российской Федерации дополнительные сборы взимаются один раз в случае выявления убытков организации. В случае, если финансовая ситуация общества вновь убыточная, члены организации снова делают дополнительные вклады.

Дополнительные вложения участниками организации вносятся только после того, как был использован весь финансовый резерв. После разрешения финансовых трудностей необходимо как можно скорее восстановить резервный фонд.

Размер дополнительного сбора зависит от суммы, необходимой для покрытия убытков и от способа распределения всей суммы убытков между участниками согласно Уставу:

  • одинаковый для всех членов;
  • пропорционально размеру принадлежащего помещения;
  • иные критерии (указываются в Уставе).

О порядке внесения коммунальных платежей читайте в нашей статье.

Возможно ли вернуть при выходе из организации?

Денежные вклады членов организации не возвращаются, даже если человек покинул Товарищество.

После выхода человека из организации с него снимается обязанность платить различные сборы, но внесенные ранее вклады (в том числе и вступительный) не возвращаются.

Об изменениях в Федеральном законе о ТСЖ, а также о том, в каких случаях проводится проверка контролирующими органами, можете узнать на нашем сайте.

Резервный фонд

Это специальный финансовый резерв, создание которого регламентируется в Уставе и размер и регулярность денежных сборов с каждого человека определяется на собрании членов организации и закрепляется в Уставе.

Создание данного фонда является обязательным, поскольку он обеспечивает возможность своевременно финансировать все необходимые работы по профилактике и улучшению жилищных условий.

При этом фонд должен быть создан сразу или в течение непродолжительного времени после создания самого общества, чтобы непредвиденные обстоятельства не поставили руководство организации в неприятное положение.

Цели создания:

  1. Обеспечение финансовых условий для реализации всех поставленных задач.
  2. Обеспечение финансовых условий для реализации заранее непродуманных задач, которые в данный момент времени важны для Товарищества.
  3. Обеспечение резерва для покрытия заранее непредусмотренных расходов:
  • чрезвычайные ситуации и их последствия;
  • рост тарифов;
  • чрезмерное потребление коммунальных ресурсов вследствие чрезвычайных ситуаций.

О том, имеет ли право ТСЖ отключать свет или воду должникам за коммунальные услуги, вы можете узнать из нашей статьи.

Способы пополнения :

  • процент от иных взносов членами Товарищества;
  • доходы от хозяйственной деятельности;
  • доходы от временно свободных средств;
  • экономия расходов;
  • поступления сумм в качестве задолженности членами Товарищества;
  • поступления средств в результате взыскания штрафов;
  • добровольные и/или установленные Уставом Товарищества взносы;
  • средства спонсоров.

Резервный фонд организации является таким же официальным и «белым» способом дохода организации, как и «основной» фонд, который пополняется обычными и дополнительными вкладами, поэтому обо всех пополнениях необходимо уведомлять органы местной власти.

Товарищество собственников жилья, являясь некоммерческой и негосударственной организацией, решает вопросы, связанные с состоянием и восстановлением общего жилищного имущества.

Средства на ремонт и иные работы собираются членами Товарищества в виде взносов различных типов.

Возможна так же реставрация жилых помещений на средства общества, собираемых отдельно от общих сборов на ремонт.

Существующий резервный фонд Товарищества обеспечивает реализацию всех задуманных Товариществом планов, несмотря на возможные непредвиденные проблемы.

Читайте также:  Патент на сдачу квартиры в аренду: образец договора по найму жилья между ип и физическим лицом, а также как правильно сдать квартиру в качестве предпринимателя? - всё о недвижимости

Источник: https://pravo.guru/gilishnoe-pr/nedvigimost/kvartira/tszh/tselevye-vznosy.html

Взносы на капремонт на специальный счет — только напрямую?

Каким образом следует организовать уплату взносов на капитальный ремонт в случае, если фонд формируется на специальном счете? Вправе ли ТСЖ, УК принимать взносы в кассу или на свой текущий расчетный счет и затем зачислять их на собственный специальный счет?

Порядок внесения платы за ЖКУ

Исходя из п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт является элементом платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД. Поэтому предлагаем начать со ст.

155 «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» ЖК РФ.

Но в ней говорится не о порядке, а об основаниях для внесения платы: это платежные документы, а также сведения о размере платы, размещенные в информационной системе, позволяющей вносить плату (ч. 2).

———————————

Данный сервис будет предоставляться, в частности, в государственной информационной системе ЖКХ, о которой мы расскажем в ближайших номерах журнала.

Согласно ч. 5 и 6 ст.

155 ЖК РФ члены ТСЖ (собственники помещений в доме, не являющиеся членами товарищества) вносят обязательные платежи и (или) взносы (плату за содержание и ремонт общего имущества в МКД и плату за коммунальные услуги) в порядке, установленном органами управления товарищества (в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ), в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 настоящего Кодекса.

В силу ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в доме, в котором не создано ТСЖ и управление которым осуществляет УК, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 данной статьи (здесь сказано о прямых расчетах с РСО за коммунальные услуги) и ст. 171 настоящего Кодекса.

Порядок уплаты взносов на капитальный ремонт

Обратим внимание на выбранные законодателем формулировки ст. 171 «Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт» ЖК РФ.

Часть 1 данной статьи посвящена формированию фонда на счете регионального оператора: собственники помещений уплачивают взносы на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ. Но здесь не уточняется, кому именно уплачиваются взносы. Впрочем, из сущности самого способа формирования фонда это ясно: они перечисляются региональному оператору. Вспомним, что платежи собственников помещений в данном случае составляют имущество регионального оператора (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ).

Часть 2 ст.

171 ЖК РФ содержит правило о формировании фонда капремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора: взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Но в этой норме не урегулирована ситуация, когда владельцем специального счета является управляющий МКД (ТСЖ, ЖСК и УК).

Возвращаясь к положениям ст. 155 ЖК РФ, обратим внимание на следующие моменты:

— в ч. 7, где идет речь о внесении платы УК, сказано, что платежи перечисляются УК, за исключением случаев, предусмотренных ст. 171 ЖК РФ. Эта норма была актуальна в то время, когда УК не могла выступать в роли владельца специального счета.

Именно поэтому взносы на капитальный ремонт тогда не уплачивались УК, а перечислялись в «котел» или на специальный счет, открытый на имя регионального оператора. То есть все возможные случаи уплаты взносов на капитальный ремонт были предусмотрены ст. 171 ЖК РФ. То, что ч. 7 ст. 155 ЖК РФ не поправили после 01.01.

2015, по мнению автора, является неумышленным упущением законодателя;

— напротив, ТСЖ изначально могло быть владельцем специального счета, видимо, поэтому в ч. 5 и 6 сказано, что собственники помещений вносят платежи в соответствии с решениями органов управления ТСЖ, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт согласно ст. 171 ЖК РФ.

Поскольку данная статья регулирует только два частных случая уплаты взносов, выходит, что третий возможный вариант (когда фонд формируется на специальном счете, открытом на имя ТСЖ) реализуется в общем порядке, то есть согласно решению органов управления ТСЖ (для членов) и условиям договоров, заключенных с ТСЖ (для нечленов).

По сути, последний вывод содержит, пожалуй, единственное указание на порядок уплаты взносов на капитальный ремонт, когда фонд формируется без участия регионального оператора. Но фактически это ничего не проясняет.

О правовом статусе фонда капитального ремонта на специальном счете

Определив такой способ формирования фонда капитального ремонта, законодатель предусмотрел особый статус специального счета. В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений (ч. 1 ст. 36.1 ЖК РФ).

Денежные средства на специальном счете обособлены от имущества лица, на имя которого открыт этот счет. Так, на них не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца спецсчета (за исключением связанных с капитальным ремонтом общего имущества).

В случае признания владельца банкротом денежные средства, находящиеся на специальном счете, не включаются в конкурсную массу (ч. 6, 7 ст. 175 ЖК РФ).

Открытие специального счета на имя определенного лица — это вынужденная мера, поскольку нужны консолидация средств множества собственников помещений на одном банковском счете и ответственное лицо, которое будет осуществлять операции по такому счету. Согласно терминам ГК РФ специальный счет в данном случае рассматривается как номинальный, а собственники помещений в доме — как бенефициары (см. ст. ст. 860.1 — 860.6).

Законом предусмотрены некоторые механизмы контроля за сбором средств фонда капитального ремонта. Так, при открытии специального счета его владелец обязан сообщить об этом органу госжилнадзора (ч. 1 ст. 172 ЖК РФ). Согласно ч. 3 ст.

172 ЖК РФ владелец специального счета обязан представлять тем же чиновникам сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений, о размере остатка средств на специальном счете. В силу ч. 7 ст.

177 ЖК РФ банк, в котором открыт специальный счет, и владелец счета предоставляют по требованию любого собственника помещения в МКД информацию о сумме зачисленных на счет платежей собственников помещений в МКД, об остатке средств на специальном счете и всех операциях по данному счету.

Если собственники помещений решат изменить владельца спецсчета или банк, в котором он открыт, владелец спецсчета обязан расторгнуть договор с банком и перечислить остаток средств на новый спецсчет. Если он не совершит требуемые действия, любой собственник помещения в МКД вправе через суд взыскать средства, находящиеся на специальном счете (ч. 5 ст. 176 ЖК РФ).

Накопление фонда капитального ремонта на специальном счете, открываемом на каждый дом, обеспечивает наглядный учет денежных средств и ограничивает владельца счета в распоряжении чужими, по сути, денежными средствами.

Из приведенных норм можно понять, что законодатель обеспечил неприкосновенность и сохранность средств собственников помещений на специальном счете.

Но опять же в них нет прямого указания на техническую составляющую сбора денег.

Каким образом можно собирать взносы на капитальный ремонт?

Итак, в Жилищном кодексе указано, что платежи собственников помещений вносятся управляющей организации или в соответствии с решениями органов управления ТСЖ (либо ресурсоснабжающей организации, если на общем собрании принято решение о прямых расчетах за коммунальные услуги).

Это означает, что денежные средства вносятся в кассу получателя или на его банковский счет. Более конкретно способы внесения платы за коммунальные услуги описаны в пп. «а» п.

65 Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которому потребитель вправе по своему усмотрению оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках, или путем перевода денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ.

Дополнительно в силу ч. 15 ст.

155 ЖК РФ лицо, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с собственниками помещений и взимать плату при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, которые ведут деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Примечание. Если читать закон буквально…

…в нем не найти запрета на прием взноса на капитальный ремонт в кассу или на расчетный счет владельца специального счета. Это выгодно с точки зрения экономии затрат на сбор платежей.

Поскольку взнос на капитальный ремонт является частью платы за жилое помещение и коммунальные услуги, многие управляющие — владельцы спецсчетов включают его в единый платежный документ, принимают общей суммой весь платеж в кассу или на свой текущий расчетный счет и впоследствии перечисляют деньги на специальный счет. Аналогичным образом при привлечении платежных агентов по договору последние принимают взнос на капитальный ремонт наличными денежными средствами и перечисляют его со своего специального счета на спецсчет, предназначенный для формирования фонда капитального ремонта.

Оценивая правомерность данных действий, следует признать, что прямой запрет на их осуществление отсутствует. Тем не менее возьмем на себя смелость порассуждать и выявить цели законодательного регулирования.

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/vznosy_na_kapremont_na_specialnyj_schet_tolko_naprjamuju/22-1-0-2095

Ссылка на основную публикацию