Кадастровая оценка земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, государственная оценка лесного участка, земель промышленности, а также, результаты оценки садового участка, коллективных садов, урбанизированной земли — всё о недвижимости

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов

В настоящее время в России стоит достаточно актуально вопрос об объективности результатов кадастровой оценки земель, от которых зависит дальнейшее земельное налогообложение.

<\p>

По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии только за 2013 г.

судами было рассмотрено 6190 исков от физических и юридических лиц по оспариванию значений кадастровой стоимости земельных участков в субъектах Российской Федерации, из них в отношении 4164 исков требования были удовлетворены.

Ниже представлена диаграмма решений по судебным искам. Весомая часть судебных исков по оспариванию значений кадастровой стоимости основывается на том, что при ее определении оценщиком использовалась ошибочная исходная информация об оцениваемом объекте недвижимости и, как следствие, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную.

Как известно, в методологии оценки земель в России выделяются индивидуальная и массовая (кадастровая) оценки.

Индивидуальная (рыночная) оценка выполняется для целей купли–продажи, дарения, передачи по наследству, передачи в залог и т.д., в то время как кадастровая оценка имеет фискальную функцию.

Говоря о кадастровой оценке земель, необходимо отметить, что для ее выполнения используются подходы и методы, признанные в мире для индивидуальной оценки.

Законодательством РФ регламентируется вся оценочная деятельность в стране.

Структура нормативно-правового регулирования оценочной деятельности представлена иерархическими уровнями документов: Конституция; Кодексы РФ (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Земельный кодекс, Градостроительный кодекс, Уголовный кодексы); Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; Федеральные стандарты оценки (ФСО); Стандарты и правила оценочной деятельности саморегулируемых организаций оценщиков (СРОО); прочие документы уполномоченных органов (например, методические рекомендации Минэкономразвития или Национального совета по оценочной деятельности).

Конституция и Кодексы определяют общие основы функционирования основных институтов государства, относясь к оценочной деятельности в самых общих чертах.

Так, Гражданский кодекс устанавливает виды прав на имущество, дает классификацию на движимое и недвижимое имущество, Налоговый кодекс используется при прогнозе денежных потоков, связанных с использованием оцениваемого имущества.

Основным нормативным документом в этой области является Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 г.

№ 135-ФЗ, который определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. Этот документ является динамично развивающимся, практически каждый год в него вносятся поправки и дополнения. Логическим развитием положений, заложенных в вышеуказанный закон, являются стандарты оценки.

Источник: http://vipisca.ru/2015/04/kadastrovaya-ocenka-zemel.html

Государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов

Государственная кадастровая оценка земель проводится для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом и иными федеральными законами.

Первый тур работ по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов на территории области был проведён в 2002 году. По  его результатам с 1 января 2006 года введён в действие земельный налог на основе кадастровой стоимости земельных участков.

  В соответствии с периодичностью проведения государственной кадастро­вой оценки, установленной Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»(не реже чем один раз в пять лет),  в этом году проводился очередной тур работ по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов. В результате была определена кадастровая стоимость 513251земельных участков в составе земель населённых пунктов в Тамбовской области.  

В соответствии с Методическими указаниями, утверждёнными приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов определена в разрезе следующих видов разрешённого использования:

— земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки; — земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки; — земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; — земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества; — земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; — земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц; — земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; — земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения; — земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; — земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; — земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов; — земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте; — земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов; — земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами; — земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования;

— земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоёмов, каналов и коллекторов, набережные;

— земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов утверждены постановлением администрации области от 11 ноября 2013 года № 1276. Постановление и приложения к нему размещены на официальном сайте комитета по управлению имуществом области  в сети интернетпо адресу: www.uprim.tambov.goy.ru. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

   

Средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе основных видов разрешённого использования, к примеру, по Тамбову, составляют:

— для земельных участков, предназначенных для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, — 3179,62 руб/кв.м; — для земельных участков, предназначенных для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, — 1126,17 руб/кв.м; — для земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок, — 3319,85 руб/кв.м; — для земельных участков, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества, — 692,3 руб/кв.м; — для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, — 5380,76 руб/кв.м; — для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, — 4847,21 руб/кв.м. В соответствии со статьёй 394 Налогового кодекса Российской Федерации процентные ставки от кадастровой стоимости для налогообложения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, которые определяют порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривают возможность установления налоговых льгот.  

Имеете право…

Согласно ст. 24.

19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» правообладатель или иное заинтересованное лицо имеет возможность оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка на комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: — недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Информация о комиссии размещена на официальном сайте Управления Росреестра по Тамбовской области в сети интернет по адресу: WWW//to68rosreestr.ru.    

Любовь Решетняк, начальник отдела  кадастровой оценки недвижимости, землеустройства и мониторинга земель Управления Росреестра по Тамбовской области

Источник: http://www.top68.ru/officially/gosudarstvennaya-kadastrovaya-otsenka-zemel-naselennykh-punktov-28782

Кадастровая оценка земель лесного фонда (стр. 4 из 4)

В 2008 году в основных чертах завершился период организационно-методического оформления кадастровой оценки земельных ресурсов России.

Определены оценочные категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли садоводческих, огороднических и дачных объединений; земли поселений; земли лесного фонда; земли промышленности и иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли водного фонда. Для каждой категории земель утверждено методическое и программное обеспечение, проведены практические расчеты и утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в ряде субъектов Федерации.

С переходом на принципы саморегулирования, с отменой государственного лицензирования, оценочная деятельность вышла на качественно новый уровень развития. В это же время организационно-методическое обеспечение государственной кадастровой оценки земельных участков получило прочную основу для дальнейшего совершенствования по различным направлениям.

В настоящее время совершенствование информационного обеспечения оценочной деятельности, в том числе кадастровой оценки земельных участков, является главным фактором повышения качества оценочных работ. Без фундаментальных решений в информационном обеспечении кадастровой оценки дальнейшие ее организационно-методические преобразования – пустая трата средств и времени.

В то же время, крайне важно расширить информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, которое является прямой функцией государства.

В описании зарегистрированного земельного участка должны быть указаны все его реквизиты, необходимые для расчета кадастровой стоимости по утвержденной методике и СПО.

Например, для земельных участков под объектами промышленности вне населенных пунктов принадлежность земельного участка к оценочной группе, параметры примыкания земельного участка и т.п.

, должны быть прямо записаны в материалах кадастрового учета на базе всей совокупности данных по этому участку. В настоящее время методическое обеспечение кадастровой оценки земельных участков всех видов и категорий имеется. Известные показатели кадастровой оценки земельных участков должны быть представлены в кадастровом учете.

Практически полностью из кадастровой оценки исключена экспертная составляющая. По имеющемуся опыту оценочных работ можно сделать однозначный вывод, что рыночная информация не позволяет построить приемлемые расчетные статистические модели без привлечения экспертных оценок специалистов.

Кадастровая стоимость земельных участков в центральной части крупных населенных пунктов России была занижена в 2-5 раз. Эта экономическая база коррупции уже принесла и нравственные, и экономические ущербы. Наоборот, завышение кадастровой стоимости на периферии крупных населенных пунктов создало серьезные проблемы для развития промышленности на этих территориях.

Читайте также:  Продажа гаража по договору купли-продажи по доверенности: образец в простой письменной форме - всё о недвижимости

Кадастровая оценка должна обязательно включать экспертизу двух-трех оценочных организаций субъекта федерации. Это положение необходимо ввести в Административный регламент

Актуальность кадастровой оценки существенно отстает от реальности. История повторяется. Кадастровая оценка земель поселений, проведенная в 2000–2001 годах, утверждена в 2005 году, а ее результаты стали применяться в 2006–2009 годах.

Наибольший объем кадастровой оценки земельных ресурсов России приходится на 2009 год – период кризиса, отсутствия цен на рынке коммерческой недвижимости.

Результаты кадастровой оценки кризисного 2009 года будут использоваться в 2010–2012 годах.

Очевидно, субъект федерации должен иметь право за свои средства актуализировать кадастровую оценку в сроки и в объемах, соответствующих его потребностям, то есть, ежегодно, а не один раз в три-пять лет.

Земли лесного фонда занимают более половины территории России . Их общая площадь составляет 838 млн. га.

Земли лесного фонда подразделяются на лесные и нелесные (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).

К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования земли).

На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования: заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно — исследовательских работ, культурно — оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий.

Наиболее актуальный вопрос на сегодняшний день — это перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства или пользованием лесным фондом.

1. Конституция Российской федерации.

Источник: http://MirZnanii.com/a/12238-4/kadastrovaya-otsenka-zemel-lesnogo-fonda-4

Кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения



В.И. Петров

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится по единой методике в целях обеспечения сопоставимости результатов оценки на территории Российской Федерации.

Целью оценки является определение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий для обоснования земельного налога, арендной платы и других платежей при сделках с земельными участками. Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.

Объектом оценки являются земли сельскохозяйственного назначения в границах субъектов РФ, административных районов, землевладений (землепользований) юридических и физических лиц.

Для целей государственной кадастровой оценки земли сельскохозяйственного назначения по функциональному назначению и особенностям формирования рентного дохода разделены на шесть групп.

I группа — сельскохозяйственные угодья;
II группа — земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, проездами, прогонами для скота, коммуникациями, полезащитными лесополосами, зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, а также нарушенные земли, находящиеся под промышленной разработкой общераспространенных полезных ископаемых: глины, песка, щебня и т.д.;
III группа — земли под замкнутыми водоемами;
IV группа — земли под древесно-кустарниковой растительностью (за исключением полезащитных полос), болотами, нарушенные земли;
V группа — земли под лесами, не переведенные в установленном законодательством порядке в состав земель лесного фонда и находящиеся у землевладельцев (землепользователей) на праве постоянного (бессрочного) или безвозмездного пользования;
VI группа — земли, пригодные под оленьи пастбища.

Государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения включает определение удельных показателей кадастровой стоимости каждой из шести групп земель. В основе кадастровой оценки лежит определение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Под сельскохозяйственными угодьем понимается территория, систематически используемая для определенных целей и обладающая конкретными естественно-историческими свойствами. В составе сельскохозяйственных угодий различают пашню, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и залежь.

Пашней называется сельскохозяйственное угодье, которое систематически используется под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары.

Сенокосом называется сельскохозяйственное угодье, которое систематически используется под сенокошение. Различают заболоченные, заливные и суходольные сенокосы.

Пастбищем называется сельскохозяйственное угодье, которое систематически используется для выпаса животных, а также земельные участки, пригодные для пастьбы скота, не используемые под сенокос и не являющиеся залежью.

Залежь — земельный участок, который раньше использовался под пашню и более одного года не используется, в том числе и под пар.
Определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий осуществляется в два этана.

На первом межрегиональном этапе осуществляется определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ и разработка базовых нормативов для проведения второго этапа оценки.

Второй этап — определение удельных показателей кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административных районов и землевладений.

Этап 1. Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ

Первый межрегиональный этап оценки земель проводится с целью определения средней кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий субъектов РФ и разработки базовых нормативов для проведения кадастровой оценки земель внутри субъекта РФ.

При проведении кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов РФ определяются следующие показатели в расчете на гектар сельскохозяйственных угодий:

  • оценочная продуктивность (валовая продукция в рублях и в центнерах кормовых единиц);
  • оценочные затраты;
  • цена производства валовой продукции и расчетный рентный доход;
  • удельные показатели кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах субъектов РФ.

Первые два вышеназванных показателя (оценочные продуктивность и затраты) служат базовыми нормативами для кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий внутри субъекта Российской Федерации.

Этап 2. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации

Кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации проводится на основании базовых оценочных показателей продуктивности и затрат, установленных на 1 этапе государственной кадастровой оценки земель, обеспечивающих сопоставимость ее результатов на всей территории Российской Федерации (приложение по результатам).

При наличии пириродно-экономической зональности территории субъекта Российской Федерации базовые оценочные показатели по продуктивности сельскохозяйственных угодий и затратам на их использование, рассчитанные в среднем по субъекту Российской Федерации на 1 этапе государственной кадастровой оценки, дифференцируются по земельно-оценочным районам. Для этих целей по земельно-оценочным районам определяется:

  • фактическая продуктивность 1 га сельскохозяйственных угодий на основании урожайности основных сельскохозяйственных культур и сенокосов, а также рассчитываются фактические затраты на использование 1 га сельскохозяйственных угодий. Расчеты показателей продуктивности и затрат по земельно-оценочным районам проводятся в соответствии с п. 2.1, 2.2 Методики государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации;
  • рассчитываются по земельно-оценочным районам коэффициенты дифференциации базовых оценочных показателей продуктивности и затрат, установленных для субъекта Российской Федерации по результатам первого этапа государственной кадастровой оценки, путем отнесения указанных показателей продуктивности и затрат по земельно-оценочным районам к аналогичным показателям, сложившимся по субъекту Российской Федерации;
  • базовые оценочные показатели продуктивности и затрат по земельно-оценочным районам определяются умножением аналогичных базовых оценочных показателей, установленных по субъекту Российской Федерации на первом этапе государственной кадастровой оценки, на коэффициенты дифференциации продуктивности н затрат, рассчитанные по земельно-оценочным районам.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий включает:

  • определение интегральных характеристик объектов оценки по плодородию почв, технологическим свойствам и местоположению;
  • определение расчетного рентного дохода и кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий объектов оценки.

Информационной основой государственной кадастровой оценки служат:

  • данные почвенных обследований, материалы IV тура и внутрихозяйственной оценки земель (материалы бонитировки почв и характеристики технологических свойств земельных участков);
  • показатели оценочной продуктивности сельскохозяйственных угодий (но выходу кормовых единиц и валовой продукции), затрат на их использование, расчетного рентного дохода (дифференциального и абсолютного) и кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации (результаты 1 этапа государственной кадастровой оценки) и земельно-оценочных районов.

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий проводится в границах колхозов и совхозов, по которым проводился IV тур оценки земель. Земельно-оценочная информация объектов оценки обобщается по административным районам, земельно-оценочным районам и субъекту Российской Федерации.

Определение кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий

Удельный показатель кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий земельного участка определяется умножением расчетного рентного дохода с 1 га на срок его капитализации, равный 33 годам.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка на его площадь.

Последовательность проведения государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на втором этапе представлена ниже.

1. Подготовительные работы:

  • разработка содержания и программы работ;
  • составление списка и схемы размещения бывших хозяйств и объектов оценки земель;
  • сбор, анализ и подготовка исходной земельно-учетной и первичной земельно-оценочной информации по объектам оценки земель.

2. Подготовка базы данных и расчет интегральных показателей оценки земель:

  • разработка классификатора, каталога и шкалы бонитировки почв;
  • составление экспликаций и определение интегрального показателя плодородия почв объекта оценки;
  • определение интегрального показателя технологических свойств объектов оценки;
  • определение интегрального показателя местоположения объекта оценки.

3. Расчет показателей стоимостной оценки сельскохозяйственных земель:

  • определение дифференциального рентного дохода но плодородию, местоположению и технологическим свойствам;
  • определение расчетного рентного дохода;
  • расчет кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.
Читайте также:  Что нужно, чтобы создать тсж: какие учредительные документы необходимы и как правильно подготовить форму протокола создания товарищества собственников в многоквартирном доме? - всё о недвижимости

4. Оформление и утверждение материалов государственной кадастровой оценки земель:

  • оформление расчетной и текстовой части кадастровой оценки сельхозугодий административных районов и обобщение материалов государственной кадастровой оценки земель административных районов по земельно-оценочным районам и субъекту Российской Федерации в целом;
  • оформление графической части государственной кадастровой оценки земель.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных ко второй группе, равен удельному показателю кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административного района, землевладения.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к третьей группе, равен удельному показателю кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в границах административного района.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к четвертой группе, равен минимальному удельному показателю кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к пятой группе, рассчитывается как произведение удельного показателя кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий объекта оценки и коэффициента, отражающего соотношение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель лесного фонда в субъекте Российской Федерации к среднему удельному показателю кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации.

Удельный показатель кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, отнесенных к шестой группе, равен минимальному удельному показателю кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации.

Источник: http://www.cons-s.ru/articles/83

Кадастровая оценка земель населённых пунктов

Статья 83 Земельного кодекса РФ дает понятие земель населенных пунктов — ими признаются земли, которые предназначаются и используются для развития и застройки городов, сел, поселков и т.д. Земли населенных пунктов должны быть отделены границей от земель иных категорий.

Кадастровая оценка земель населенных пунктов — есть совокупность действий (технических и административных) для определения кадастровой стоимости участков земли, расположенных в составе населенного пункта. Целями кадастровой оценки являются:

  • формирование систематизированного свода о местоположении, целевом назначении, правовом положении земель РФ — Государственного земельного кадастра;
  • определение ставок арендной платы, начальных цен продажи прав собственности;
  • уточнение и формирование базы налогообложения;
  • определение направлений планирования и застройки.

Объектами кадастровой оценки выступают земельные участки, входящие в состав населенных пунктов. 15 февраля 2007 года Приказом Минэкономразвития России №39 утверждены методические указания по государственной кадастровой оценке земель, согласно которым все земельные участки классифицированы по типу использования на 17 видов.

Населенный пункт делится по частям — административно-территориальным единицам, в состав которых входят, так называемые, кадастровые кварталы, различные по размерам и назначению. Котировка земельного объекта в калькуляции на единицу общей площади объекта называется удельным показателем кадастровой стоимости.

Это очень важный параметр, необходимый для определения кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость — это фиксированная величина, которая может быть изменена только при проведении повторной оценки.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет.

Порядок проведения кадастровой оценки включает следующие этапы:

  • Принятие решения о проведении кадастровой оценки земельных участков на уровне субъекта РФ;
  • Составление списков земельных участков с полными характеристиками (расположение, назначение, площадь и т.д.). Этим вопросом занимается территориальный орган Росреестра;
  • Вычисление удельного показателя кадастровой стоимости каждого кадастрового квартала в зависимости от видов разрешенного использования. На этом этапе подключается оценочная организация, которую привлекает Росреестр;
  • Утверждение результатов оценки нормативным актом субъекта РФ;
  • Внесение в систему кадастрового учета соответствующих сведений применительно к каждому земельному участку.

Сделки на рынке земли, купля-продажа недвижимости, величина арендной платы, затраты на строительство и обустройство территории — вся информация, благодаря которой можно произвести необходимые расчёты, используется при проведении кадастровой оценки.

Информацию, необходимую для проведения расчётов, можно получить из органов исполнительной власти субъектов РФ, органов, осуществляющих регистрацию прав собственности, комитетов по управлению имуществом, организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию, а также и из средств массовой информации, отчётов и бюллетеней о рынке недвижимости, с официальных сайтов.

При необходимости, сведения о кадастровой стоимости любого земельного участка на территории Российской Федерации могут быть получены в сети Интернет на сайте Федеральной кадастровой палаты по адресу www.pkk5.rosreestr.ru.

Для этой цели там представлена кадастровая интерактивная публичная карта. Она предоставляет не только кадастровую стоимость, но и иную значимую информацию по земельному участку.

Эти же сведения можно получить в районном отделении Росреестра, где, используя кадастровый номер интересующего участка, можно сделать специальный запрос.

Источник: http://www.landatlas.ru/kategorii-zemel/zemli-naselennyh-punktov/kadastrovaya-ocenka-zemel-naselyonnyh-punktov.htm

Кадастровая оценка земель населенных пунктов — pdf

1 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» (ФГБОУ ВПО «СГГА») Институт кадастра и природопользования Кафедра кадастра и территориального планирования КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Новосибирск СГГА

2 Курс лекций содержит основные теоретические и практические вопросы, касающиеся кадастровой оценки земель населенных пунктов в России. Работа подготовлена по материалам утвержденных нормативных документов и законодательных актов в сфере государственного кадастра недвижимости и кадастровой оценки земель. А.Л. Ильиных 2

3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ И ЕЕ СОВРЕМЕННОСТЬ Исторический опыт оценки земли в России Мировая практика оценки земель Особенности земельного участка как объекта оценки Понятие земель населенных пунктов 16 2 КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Общие сведения о государственной кадастровой оценке земель Краткая характеристика государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов 22 3 РОЛЬ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ Платность землепользования: земельный налог и арендная плата Рыночная оценка земель как экономический инструмент регулирования земельных отношений 32 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 36 3

4 ВВЕДЕНИЕ Среди важнейших условий, необходимых для существования человечества, особое место занимает земля. Многовековая практика свидетельствует о том, что главным источником жизнеспособности и процветания любого государства являются принадлежащие ему земельные ресурсы и проживающее на них население.

В земельной политике государство должно использовать различные инструменты, содействующие оптимизации управления земельными ресурсами и отношениями, планирования землепользования, налогообложения земли. При этом основные кадастровые сведения о земельных участках содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Стоимость земли в мировой практике является одним из основных моментов управления землепользованием, однако до недавних пор она не учитывалась в России, поскольку отсутствовали ее рыночные измерители.

С появлением механизмов, позволяющих определить реальную стоимость земельного участка, возросла возможность коренным образом изменить ситуацию и внести коррективы в критерии планирования развития и использования земли. Оценка стоимости земельных участков является одним из важнейших инструментов земельной политики и активно используется.

Специфика методики оценки земли обусловливается особенностями земли как источника всех материальных и духовных благ, как средство производства, ее многофункциональностью.

Земля как объект кадастрового учета и оценки, без которых земельные участки в соответствии с действующим земельным законодательством не могут стать объектами гражданского оборота, является неотъемлемой частью современных земельных отношений. Земли населенных пунктов и, в частности, городская земельная недвижимость, в целом, включает в себя сложную совокупность объектов специализированной собственности (земли, не подлежащие рыночному обороту) и объектов, включенных в систему рыночных земельных отношений. 4

5 Для обеспечения возможности полноценного оборота этих объектов, прежде всего, необходима информация об их стоимости с учетом сложившейся специфики городского землепользования и земельного рынка, а также особенностей нормативно-правового регулирования российского и местного законодательства. 5

6 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ И ЕЕ СОВРЕМЕННОСТЬ 1.1 Исторический опыт оценки земли в России В процессе развития российского рынка всѐ большее значение приобретает квалифицированная оценка стоимости объектов собственности.

Однако немногие знают, что профессия оценщика, появившаяся еще в XIX веке, не является новой для России и имеет свою историю. Необходимость работ по оценке была связана прежде всего с объективной потребностью в создании так называемого фискального кадастра — подробного описания недвижимой собственности.

Первые предпосылки для проведения кадастровых работ, неотъемлемой частью которых являлась оценка, возникли в 1861 году, когда было отменено крепостное право. Изданное в 1864 году «Положение о земских учреждениях» предусматривало изменение базы налогообложения, и частично — переход на налогообложение имущества граждан России.

Размер налога определялся доходностью и ценностью имущества. Например, показатели доходности пахотных и сенокосных земель определялись на основе средней величины урожая, а леса оценивались по годовому доходу от рубки. В Нижегородской губернии в основу оценки земель были положены естественноисторические исследования почв, выполненные В.В.

Докучаевым (классификации почв по физико-механическим и химическим показателям). В то же время в Херсонской губернии впервые была сделана попытка учета климатических факторов при оценке земли, в частности, засухи [1]. В каждой местности традиционно складывались определенные формы получения дохода от земли, определявшие ее ценность.

К основным формам относились самостоятельное ведение хозяйства и сдача земель в аренду. На северо-западе и юго-западе России была распространена так называемая 6

7 «чиншевая» аренда, заключающаяся в праве наследственного пользования землей за постоянную ежегодную плату владельцу. Самым надежным способом использования земли была долгосрочная аренда, далее шла сдача аренды на один посев, а также «издольная» аренда, при которой владелец получал определенную долю урожая.

Наиболее рискованным считалось получение дохода при ведении хозяйства самим владельцем. Помимо оценки сельскохозяйственных земель, проводились и работы по оценке городской недвижимости.

«Городовое положение» 1870 года уполномочило городские власти производить оценку для определения налога на недвижимость, размер которого рассчитывался в процентах от чистого дохода от использования данной недвижимости, а при невозможности определить доход налог рассчитывался исходя из материальной стоимости.

Позднее городские думы начали выпускать инструкции для избираемых ими оценочных комиссий, в которых был зафиксирован порядок определения валового дохода с учетом простоя квартир, а также перечислены статьи расходов на их содержание. Наибольшей обстоятельностью отличались инструкции Риги и Харькова.

Читайте также:  Акт приема-передачи при сдаче квартиры в аренду: как правильно оформить и где скачать образец, когда и между кем составляется, а также как указать в договоре о наличии передаточного документа? - всё о недвижимости

Первый опыт оценки в Харькове был неудачным из-за постоянной смены состава оценочной комиссии и отсутствия централизованного руководства. Однако в 1892 году была избрана новая оценочная комиссия, состав которой был усилен профессорами высших учебных заведений города Харькова.

Кроме этого, для общей координации хода оценочных работ был создан наблюдательный совет. В методологическом плане результаты оценки в Харькове дали существенное развитие оценочному ремеслу. Вся недвижимость в Харькове была разделена на восемь типов: — жилая недвижимость с теплыми и холодными пристройками; — торговые помещения (теплые и холодные); — фабрики и промышленные объекты; — доходные и промышленные сады; — склады; 7

8 — промышленные дворы; — огороды, поля, сенокосы и выгоны; — пустыри. В качестве единицы измерения земли была принята квадратная сажень, а для всех построек — кубическая сажень. При определении признаков доходности принималось во внимание местоположение недвижимости и особенности того типа, к которому она относилась.

Статистическая обработка информации позволила оценочной комиссии разделить все городские домовладения на двенадцать типов.

Было проведено также деление города на разряды местностей по средней арендной плате за одну комнату, а так как эти разряды встречались вперемежку, то вся территория была предварительно разбита на 54 района.

Результаты оценки городской недвижимости в Харькове, также как и результаты оценки земель Нижегородской губернии, позволили сформулировать основополагающие принципы и подходы к оценке, которые впоследствии только уточнялись и дополнялись.

8 июня 1893 года правительство России издало закон о переоценке всех видов имущества в 34-х губерниях.

Одновременно с законом были утверждены «Правила оценки недвижимых имуществ», а 4 июня 1894 года министр финансов Витте утвердил инструкцию по разъяснению закона, что дало мощный импульс для развития оценки и оценочной статистики [2]. Таким образом, для оценочных работ была создана законодательная база. Организационная часть закона 1893 года предполагала создание губернских и уездных оценочных комиссий, состоявших из чиновников и представителей выборных органов, причем председательствовать в обеих комиссиях должны были соответствующие предводители дворянства. Порядок организации оценки предполагал следующую последовательность действий: 8

Источник: https://docplayer.ru/52773229-Kadastrovaya-ocenka-zemel-naselennyh-punktov.html

Как проводится кадастровая оценка земель населенных пунктов? Методика, порядок расчета и другие важные аспекты

Необходимость проведения кадастровой оценки земель, относящихся к границам населенных пунктов (земель поселений), обусловлена важностью исчисления имущественного налога. Оценку земель производят для совершения сделок в части продажи, дарения и аренды данных земель.

Перед тем как выставить землю на торги, объявляют ее начальную стартовую цену, приравненную к кадастровой. Определение данной величины необходимо всем без исключения землям, находящимся в пределах границ населенных пунктов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 . Это быстро и !

Законодательная база

Российское законодательство разработало ряд законодательных проектов на федеральном уровне, регулирующих вопросы по оценке земель поселений:

Определение границ

Ч.2 ст.83 Земельного кодекса разъясняет понятие границ земель поселений. Для их определения устанавливают схематичные линии, которые означают соседство этих территорий с другими категориями земель. Введенные границы не должны иметь пересечений и выходить за пределы муниципальных и городских округов и территорий.

Процедура присвоения и изменения границ осуществляется согласно введенным правилам, описанным в ст.84 Земельного кодекса. В данном законе объясняются правила, порядок определения границ земель, а также прописаны основания для их изменения.

Внимание! Согласно ст.24 ГрК РФ ответственный муниципальный орган утверждает генеральный план границ поселений, а местная администрация разрабатывает и подготавливает рекомендательные документы об изменениях в данный план. Генеральные планы поселений имеют юридическую силу на протяжении 20 лет.

Методика и этапы проведения

Методика государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, изложенная в Приказе № 358 не должна противоречить правилам, утвержденным Постановлением № 316.

Кадастровая стоимость земель поселений определяется на основании ниже перечисленных показателей:

  • рыночных цен застроенных или пустующих земель;
  • площади участков;
  • принадлежности их к определенному виду разрешенного использования (ВРИ);
  • территориальная составляющая (близость или, наоборот, отдаленность лесов, водоемов, полей).

На основании принятой методики высчитываются определенные удельные показатели, как для массовых, так и для индивидуальных оценок земель различных ВРИ. Высчитанные площади участков и индивидуальные показатели для соответствующих кварталов дают возможность обозначить кадастровую стоимость конкретных участков.

Для осуществления процедуры оценки необходимо пройти несколько этапов:

  1. Принятие решения об осуществлении данных действий.
  2. Подготовка, сбор и обработка всей необходимой информации.
  3. Разбивка территории на значимые зоны.
  4. Расчет кадастровой стоимости и формирование об этом отчета.
  5. Утверждение и оформление результатов в Государственном земельном реестре.

Результаты процедуры

Согласно ст.24.17 ФЗ №135 результаты проведенных оценочных работ подлежат внесению в отчет в течение 10 рабочих дней. Отчет подлежит направлению в исполнительные органы региональной власти. По истечении 30 дней принимается решение об обоснованности отчета и внесения сведений в кадастровую базу данных, либо об отклонении результатов оценки.

Важно знать! В случае утверждения отчета, значения кадастровой стоимости вступают в силу с начала следующего года и с этого времени берутся за основу в качестве налоговой базы для расчета налога на землю.

Результаты оценки земель поселений необходимы для:

  • усовершенствования создаваемой автоматизированной программы по учету кадастровой стоимости;
  • утверждения налогооблагаемой базы для каждого отдельного куска земли;
  • возможности определения выплат компенсационного характера, необходимых в случае изъятия участков на муниципальные нужды;
  • внесения поправок в регламенты территориального зонирования;
  • выявления благоприятных мест для застроек земли жилыми домами и объектами инфраструктуры;
  • формирования фондового рынка бумаг и ипотеки земли.

Порядок включения земельных участков в границы поселений

В ходе присоединения новых территорий в границы населенного пункта соблюдается определенный порядок:

  1. Лицо, заинтересованное в территориальном расширении границ населенного пункта, подготавливает и подает в орган местного самоуправления все правоустанавливающие документы на землю (свидетельства, договоры, кадастровый паспорт или план), в произвольной форме составляет заявление и подтверждает свою личность копией паспорта. Запрос регистрируется в момент подачи заявления и с этого дня идет отсчет времени для рассмотрения вопроса.
  2. В течение 30 календарных дней принимается решение о включении участка в границы земель поселений либо выдвигается обоснованный отказ, мотивированный ст. 83 ЗК и ст. 9 ГрК РФ.
  3. Одобренное решение подкрепляется составлением архитектурного проекта планировки, основанного на требованиях ст. 24, 41-42 ГрК РФ.
  4. Происходит размещение на официальном сайте решения о внесении изменений в проект генерального плана.
  5. Проводятся публичные слушания, правила которых регулируются ст. 28 ГрК РФ.
  6. Проект генерального плана размещается в информационной системе территориального планирования.

Для справки! Границы населенных пунктов в городах федерального значения (Москва и Санкт – Петербург) могут меняться только после принятия соответствующего регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Исключение участков из границ поселений означает их перевод в иную категорию земли. Земли поселений находятся во введении органов местного самоуправления.

Должностные лица осуществляют планирование, зонирование подконтрольной территории, ее охрану и способы использования. Полномочия органов самоуправления представлены в ст. 6 – 8 ГрК РФ.

Именно они вправе рассматривать и принимать решение о необходимости перевода земель поселений в иную категорию.

Для проведения этой процедуры соблюдается определенный порядок с подачей тех же документов, что и при процедуре включения земли в границы поселений:

  1. Данный вопрос рассматривается на публичных слушаниях органами местного самоуправления на основании предоставленного заявления и документов в течение 30 календарных дней.
  2. При одобрении вносятся изменения в схему генерального плана, где отражается информация о границах городских округов.
  3. Осуществляются корректировки в схематических планах территории.
  4. Кадастровые номера измененных участков поступают в обработку органам кадастрового учета. Они вносят соответствующие поправки в кадастр недвижимости. С этого момента границы считаются переведенными из населенных пунктов в иные.

Подача и рассмотрение заявки на включение земельного участка в границы земель поселений и его исключение из границ – бесплатная процедура. Если в дальнейшем планируется межевать участок, тогда придется заплатить кадастровому инженеру за уточнение границ утвержденной территории.

Что такое удельные показатели КС?

Удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) земель населенных пунктов – величина, показывающая реальную стоимость 1 квадратного метра земли в соответствии с его функциональным использованием.

Каждому участку земли присваивается определенный кадастровый номер, включающий важный показатель для расчета удельного значения – кадастровый квартал. Каждому кварталу соответствует свой показатель стоимости одного квадратного метра территории.

Таким образом, УПКС – это усредненное значение для конкретной группы земельных участков, расположенных в пределах одного кадастрового квартала и относящихся к определенному виду разрешенного использования (ВРИ).

УПКС по кадастровым кварталам утверждается муниципальными органами исполнительной власти по отдельным субъектам РФ. Данные о значениях УПКС находятся в открытом доступе фонда данных на сайте Росреестра. Также достоверную информацию можно получить, обратившись с запросом в орган кадастрового учета.

Определение стоимости

Оценке подлежат все субъекты РФ. Подсчет стоимости производится как минимум один раз в 5 лет.

В части определения кадастровой стоимости для субъектов РФ установлен переходный период (2017 – 2020 гг.). Это означает, что к 2020 году все регионы должны будут работать по единой методике, утвержденной Приказом № 226

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/naselennye-punkty/kadastrovaya-otsenka.html

Ссылка на основную публикацию